В октябре на Ориссу обрушились два циклона.
Первый из них, который средства массовой информации назвали «Файлин», напомнил местным
жителям «суперциклон» 1999 года, когда все обитатели Гадайгири – и люди, и животные
– на сколько-то дней укрылись от стихии на территории храма Шри Шри
Радхи-Гопалджиу.
Вишакха-деви даси, одна из российских учениц Чайтанья-Чандры
Прабху, которая служит в этом храме, рассказывает о циклонах, пришедших в
Ориссу в октябре 2013 года: «В Гадайгири циклон начался внезапно вечером
сильным дождем и ветром. Многие жители Гадайгири и окрестностей, спешно покинув
свои дома, с самым необходимым пришли искать приют в нашем храме. К ночи стихия
представляла собой сплошную стену дождя и
шквалистый ветер, который повалил значительную часть деревьев и нарушил
коммуникационные линии. Больше недели электричество у нас было лишь по 2-3 часа
в день (когда включали генератор). Небо все время было затянуто тучами, и
дождь, с разной интенсивностью, шел практически не переставая. Тем не менее
ашрам и его обитатели от циклона почти не пострадали. Второй
циклон был менее продолжительным (первый длился около недели) и сопровождался
меньшим ветром и дождем. Мы терпеливо
ждали милости Гопала, то есть окончания непогоды, и можно представить, как мы,
отсыревшие за эти дни, обрадовались, когда наконец-то появились солнце и тепло.
Как говорит Гуру Махарадж: "Гопал постоянно испытывает нас". Это тоже
было своеобразное испытание, но по милости дорогого Гопала последствия циклона здесь
были гораздо более легкими, чем в других частях Ориссы».
Действительно, другой центр ИСККОН, в
Брахмапуре, где под руководством Чайтанья-Чандры Прабху строится храм
Радхи-Кришны и Ситы-Рамы, а также ашрам, серьезно пострадал от циклона, причем
не только постройки. Все деревья, росшие на его территории, стихия поломала или вырвала с
корнем.
К 27 октября, когда приехала женская
группа из России (11 человек), в Гадайгири последствия недавнего разгула стихии были быстро устранены и здесь уже всё было как обычно. Матаджи пробыли
в Гадайгири примерно неделю, каждый день слушали лекции Чайтанья-Чандры Прабху
и даже порадовали наших Божеств танцами в стиле Одисси.
Когда мы совершали парикраму вокруг священного
холма, было явственное ощущение, что мы во Вриндаване. Впрочем, Шрила Гоур-Говинда
Свами говорил, что Гадайгири это и есть Гупта-Вриндаван, «Скрытый Вриндаван». В
этот день приготовили потрясающий торт в форме Говардханы из десяти видов индийских
сладостей. Вся пуджа сопровождалась пением знаменитых местных мастеров киртана.
Через несколько дней в Гадайгири приехал
Мадхавананда Прабху - ученик Шрилы Гоур-Говинды Свами, выпускающий его книги на
английском языке. В своей лекции, посвященной Дню ухода Шрилы Прабхупады, он
говорил о том, что у нас должны быть личные взаимоотношения со Шрилой Прабхупадой,
не ограниченные лишь его книгами. «Сегодня День ухода Шрилы Прабхупады. Это праздник
разлуки. Экстаз разлуки с гуру сильнее экстаза встречи с ним. Мы должны помнить,
что Гурудев и Шрила Прабхупада всегда присутствуют и слышат нас, поэтому нужно быть
очень осторожными и действовать соответственно». В этот раз Мадхавананда Прабху
провел в Гадайгири всего два дня, однако пообещал снова приехать в феврале.
10 ноября, в День ухода трех вайшнавов, спутников
Господа Чайтаньи, - Шрилы Гададхары даса Госвами, Шрилы Дхананджаи Пандита и Шрилы Шриниваса Ачарьи
–отмечался также праздник Гопаштами. В «Шримад-Бхагаватам» (10.15.1) упоминается,
что до пятилетнего возраста маленький Кришна с друзьями заботился о телятах, а
после того как Кришне исполнилось пять лет, Ему поручили пасти взрослых коров.
В Гадайгири есть свой коровник, и в этот день можно было украсить коровам рога
куркумой, нанести отпечатки рук им на тело, покормить их свежей травой.
13 ноября был День ухода Шрилы Гаура-Кишоры
даса Бабаджи – духовного учителя Шрилы Бхактисиддханты
Сарасвати Тхакура. Начиная с этого дня и вплоть до 17 ноября Шримати Радхарани и
Гопала каждый вечер сопровождали в пандал, где Их ждали сладости и красивейший орисский киртан,
продолжавшийся допоздна. А на 17 ноября в этом году пришелся последний день
месяца карттика, когда в ночь полнолуния проходит осенний танец раса Кришны с
гопи. Так завершилась чатурмасья (четыре месяца
сезона дождей).
18 ноября началась Катьяяни-врата. В 22-й главе Десятой песни
«Шримад-Бхагаватам» (и 22-й главе книги «Кришна, Верховная Личность Бога») рассказывается,
что гопи целый месяц совершали аскезу и каждая из них молилась: «О богиня Катьяяни,
сделай так, чтобы сын Махараджи Нанды стал моим мужем». Но при этом гопи всегда
свободны от корыстных желаний – ими движет только стремление порадовать Кришну.
8 декабря был Одан-шаштхи – день, когда Господа
Джаганнатху в Пури облачили в зимние одежды. Это был также День явления Бхакти Сварупы
Дамодары Свами, и в Гадайгири прошла его Вьяса-пуджа.
Бхакти Сварупа Дамодара Свами, в середине - Чайтанья-Чандра Прабху, а крайний слева, высокий - старший сын Чайтанья-Чандры Прабху. Фотография сделана более 10 лет назад. |
Бхакти Сварупа Дамодара Свами
родился в индийском штате Манипур, в вайшнавской семье. Он получил духовное посвящение
от Шрилы Прабхупады и широко известен как первый директор международного Института
Бхактиведанты, который он возглавлял на протяжении многих лет, вплоть до своего
ухода из этого мира. Он – тот самый доктор Тудам Дамодара Сингх, с которым Шрила
Прабхупада беседует в книге «Жизнь происходит из жизни». Кроме того, Бхакти Сварупа
Дамодара Свами славился своими киртанами и замечательными вайшнавскими качествами.
Его связывали многолетние взаимно уважительные отношения с Гоур-Говиндой Свами
и Чайтанья-Чандрой Прабху. Как и они, он много проповедовал в Ориссе и на Бали,
есть у него ученики и в Гадайгири. В этот день его ученики, а также некоторые
другие вайшнавы рассказывали о нем и прославляли его.
13 декабря отмечали День явления «Бхагавад-гиты».
Шрила Гоур-Говинда Свами декламировал «Бхагавад-гиту» (все 700 санскритских стихов)
не только в этот праздник, но и каждый экадаши. Те из нас, у кого была такая возможность,
в этот день последовали его примеру.
21 декабря Чайтанья-Чандра Прабху дал замечательную
лекцию, посвященную Дню ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура – духовного
учителя А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Вообще за эти месяцы наш Гуру Махарадж
прочитал много удивительных лекций в Гадайгири (они уже переведены на русский
язык), а также в Англии и Малайзии. Почти весь январь он проведет в Индонезии и
Австралии, а с февраля по май 2014 года опять в основном будет в Гадайгири. С
конца мая до конца июня Гуру Махарадж будет проповедовать в Швейцарии и других
европейских странах, а затем посетит Россию. Точная дата его приезда в Россию
станет известна позже.
В тот же день, 21 декабря, московские
вайшнавы впервые пообщались с Чайтанья-Чандрой Прабху по скайпу. Они были очень
рады возможности видеть и слышать его, и он тут же ответил на все их вопросы.
26 декабря Гадайгири посетил один из
сыновей Шрилы Гоур-Говинды Свами -
Анируддха Прабху. Это имя ему дал отец при посвящении! Да-да, хотя все
семеро детей Гоур-Говинды Свами с раннего возраста были приучены следовать
вайшнавским принципам, только один из них, Анируддха Прабху, получил инициацию,
да еще от самого Гоур-Говинды Свами. Между прочим, вдова Шрилы Гоур-Говинды Свами,
Шримати Васанти-деви, по-прежнему живет в селении Джаганнатхапур (где родился Гоур-Говинда
Свами). Она – инициированная ученица Шрилы Бхактисварупы Дамодары Свами, о котором
мы уже упоминали. Анируддха Прабху стал одним из первых учеников Гоур-Говинды Свами.
Он еще старшеклассником прожил несколько лет в храме ИСККОН в Бхуванешваре и каждый
день слушал лекции Гоур-Говинды Свами по «Шримад-Бхагаватам». А теперь он – учитель
начальных классов в селении Джаганнатхапур, в той самой школе, где когда-то преподавал
его отец. Мы постараемся разместить на нашем сайте аудиорассказ о встрече с сыном
Гоур-Говинды Свами.
Желаем всем в наступающем году существенно
приблизиться к достижению высшей цели человеческой жизни – Кришна-премы, любви к
Богу! Крепкого вам духовного и телесного здоровья, энтузиазма в служении Господу!
И приезжайте в Гадайгири!