Шрипад Чайтанья-Чандра Прабху


Шрипад Чайтанья-Чандра Дас явился в этот мир 11 января 1947 года в городе Балешвар, в индийском штате Одиша (Орисса). Родители нарекли его Чинмаем. Отец Чинмая, Шри Раманатх Мишра, был высокообразованным брахманом, который неукоснительно соблюдал предписания Вед. Он каждый день проводил пуджу Божествам на своем домашнем алтаре и питался исключительно вишну-прасадом. Раманатх Мишра одновременно был священнослужителем храма Радхи-Кришны во дворце крупного землевладельца, директором школы санскрита и драматургом. После того как его драма «Чанакья Виджаям» («Победа Чанакьи») была показана в Дели, Раманатх Мишра получил за нее награду от тогдашнего президента Индии, Раджендры Прасада. Раманатх Мишра не только сам написал и поставил эту драму, но и сыграл в ней главную роль. Он также был автором целого ряда других драм на санскрите и как санскритолог получил много правительственных наград за популяризацию этого древнего языка.
    Следуя примеру своего отца и дяди, Чинмай еще в детстве проводил для других людей религиозные обряды и организовывал харинама-санкиртану (совместное пение имен Бога), а также празднование Ратха-ятры, Джхулан-ятры и публичные чтения «Шримад-Бхагаватам». Вместе с родителями он часто бывал в знаменитом храме Кхира-чора Гопинатхи в Ремуне, недалеко от Балешвара. Когда Чинмай подрос, он иногда привозил паломников в этот храм и расположенное рядом с ним самадхи (усыпальницу) Шрилы Мадхавендры Пури, прославленного святого вайшнава. Больше пятисот лет назад Гопинатха (Кришна), которому поклоняются в этом храме, украл для Мадхавендры Пури горшочек кхира (сладкого риса). С тех пор это Божество широко известно под именем Кхира-чора Гопинатха (Гопинатха – воришка кхира). Ремуна также знаменита тем, что там находится самадхи Шри Расикананды Прабху, выдающегося проповедника гаудия-вайшнавизма. Кроме того, недалеко от Ремуны родился Шридхара Свами, автор древнейшего полного комментария к «Шримад-Бхагаватам». А в самом Балешваре в семнадцатом веке жил еще один великий ачарья, Шри Баладева Видьябхушана. Он написал к «Веданта-сутре» комментарий под названием «Говинда-бхашья», за что последователи Шри Чайтаньи Махапрабху почитают Баладеву Видьябхушану как веданта-ачарью (учителя Веданты).
    Как аскетичный брахман, Шри Раманатх Мишра был свободен от жадности и стремления к материальному богатству. Поэтому его старший сын Чинмай довольно рано начал работать, помогая отцу обеспечивать семью. В 1971 году Чинмай женился, и впоследствии он стал отцом троих детей. В начале 1983 года в Бхуванешваре (столице штата Одиша) Чинмаю, который в то время работал личным помощником директора Корпорации машинного орошения, впервые попала в руки «Бхагавад-гита как она есть». Она представляет собой одну из самых древних и широко известных священных книг – «Бхагавад-гиту» (буквально «Песнь Бога») – с английским переводом и комментариями Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, ачарьи-основателя Международного общества сознания Кришны (ИСККОН). Этот и многие другие труды Шрилы Прабхупады перевел с английского на язык ория (или одия, основной язык штата Одиша) его ученик Шрила Гоур-Говинда Свами. В марте 1983 года Чинмай впервые посетил центр ИСККОН в Бхуванешваре, а в июне 1983 года он встретился со Шрилой Гоур-Говиндой Свами, чтобы задать ему свои вопросы по «Бхагавад-гите как она есть». В сентябре 1983 года Чинмай начал регулярно посещать лекции Шрилы Гоур-Говинды Свами по «Шримад-Бхагаватам». Вскоре он решил принять Шрилу Гоур-Говинду Свами в качестве своего духовного руководителя и стал совершать разные виды севы (служения Господу) под его началом.
    Чинмай с детства проявлял качества прирожденного лидера, как в духовной, так и в общественной деятельности. Уже упоминалось, что в школьные годы он регулярно организовывал духовные программы. Позже, в период с 1973 по 1983 год, он был президентом ассоциации сотрудников Корпорации машинного орошения штата Одиша, а также руководителем секретариата Координационного комитета трудящихся штата Одиша.
     30 марта 1985 года, в праздник Рама-навами, Шрила Гоур-Говинда Свами впервые провел обряд духовного посвящения, и Чинмай стал одним из его первых учеников. Он получил от Шрилы Гоур-Говинды Свами духовное имя Чайтанья-Чандра Дас. Тогда же прошла обряд  посвящения и жена Чинмая. Шрила Гоур-Говинда Свами дал ей духовное имя Калавати Деви Даси.
     Через несколько месяцев Чайтанья-Чандра Дас, идя по стопам своего отца, организовал с одобрения Шрилы Гоур-Говинды Свами труппу вайшнавов для постановки духовных спектаклей. По просьбе своего Гурудева, Шрипад Чайтанья-Чандра Дас каждый год – с 1985 по 1995 – ставил спектакли и организовывал празднование Джанмаштами в центре ИСККОН в Бхуванешваре. В 1996 году Шрипад Чайтанья-Чандра Дас переехал в деревню Гадайгири, что в округе Джагатсингхпур штата Одиша, но он по-прежнему участвует в качестве режиссера, а иногда и актера, в театральных постановках о жизни таких знаменитых преданных слугах Господа, как Джаядева Госвами, Мадхавендра Пури, Харидас Тхакур, Баури Дасья и другие.
    В 1988 году Шрипад Чайтанья-Чандра Дас по собственному желанию и отцовскому благословению ушел в отставку с государственной службы, поскольку решил посвятить все свое время и силы тому, чтобы помогать своему духовному учителю в строительстве в Бхуванешваре храма Шри Шри Кришны-Баларамы. Шрила Гоур-Говинда Свами назначил его президентом этого храма. После этого менее чем за два с половиной года проект был завершен, и 28 января 1991 года (в праздник Нитьянанда-трайодаши) в Бхуванешваре открылся храм ИСККОН. Шрипад Чайтанья-Чандра Дас руководил бхуванешварским храмом вплоть до 1996 года.
    В 1993-94 годах Шрила Гоур-Говинда Свами начал строительство храма в Гадайгири (восточная Одиша) – деревне,  где поклоняются его любимым Божествам, Шри Шри Радхе-Гопалу, и назначил Чайтанья-Чандру Даса президентом этого храма, в дополнение к его обязанностям по управлению храмом в Бхуванешваре. Шрипад Чайтанья-Чандра Дас руководил строительством храма ИСККОН в Гадайгири и по сей день является президентом этого храма. В 1996 году по настоянию Шрилы Гоур-Говинды Свами он возглавил храм ИСККОН в Берампуре (южная Одиша), а позже по просьбе Его Святейшества Бхакти Сварупы Дамодары Свами взял на себя ответственность за проповеднический центр в Баханаге (северная Одиша), который является филиалом храма в Гадайгири. Шрипад Чайтанья-Чандра Дас также отвечает за еще один филиал храма в Гадайгири – проповеднический центр в Паттамундай (восточная Одиша).
    Шрипад Чайтанья-Чандра Дас служил своему духовному учителю не только в качестве президента нескольких храмов. С 1990 года он в роли секретаря и личного помощника сопровождал Шрилу Гоур-Говинду Свами в проповеднических поездках по Индонезии, Малайзии, Австралии, Сингапуру и США. После ухода Шрилы Гоур-Говинды Свами из этого мира Шрипад Чайтанья-Чандра Дас продолжил регулярно посещать Индонезию, Сингапур и Австралию, вдохновляя живущих там преданных оставаться в ИСККОН. Кроме того, с 2005 года он проповедует сознание Кришны в Европе. В 2008 году по желанию и под руководством Шрипада Чайтанья-Чандры Даса в швейцарском городе Лангенталь был открыт проповеднический центр Гаура-бхакти-йоги, который фактически стал еще одним храмом ИСККОН. Помимо Швейцарии, Шрипад Чайтанья-Чандра Дас неоднократно бывал с лекциями в Германии, России, Англии, приезжал также в Голландию и Норвегию.    Вдохновленные его проповедью бхакти, вайшнавскими качествами и безупречным поведением, преданные из разных стран изъявили желание стать его учениками. В 2010 году Руководящий совет ИСККОН согласился с предложением предоставить Шрипаду Чайтанья-Чандре Дасу статус инициирующего духовного учителя. В 2011 году Шрипад Чайтанья-Чандра Дас официально вступил в ванапрастха-ашрам и после этого стал принимать учеников. К началу 2018 года уже более четырехсот вайшнавов получили у него духовное посвящение.

    Со второй половины 1990х годов Шрипад Чайтанья-Чандра Дас почти каждое утро читает замечательные лекции по «Шримад-Бхагаватам», в которых он передает и объясняет наставления своего духовного учителя и предшествующих ачарьев. Чтобы сохранить это бесценное наследие и сделать его доступным широкой аудитории, ученики Шрипада Чайтанья-Чандры Даса записывают его лекции, транскрибируют их и публикуют составленные из них книги. Уже издано несколько таких книг на английском языке, сейчас они переводятся на русский и другие языки.