9 декабря 2017 года
исполнилось 80 лет со дня рождения Его Святейшества Бхакти Сварупы Дамодары
Свами (светское имя — Тудам Дамодара Сингх) — духовного учителя, который внес выдающийся вклад в
развитие диалога между представителями академической науки и различных
религиозных течений. (По лунному календарю 80-летие явления Бхактисварупы
Дамодары Свами в этот мир отмечалось 24 ноября.)
Он родился 9 декабря 1937
года в маленькой деревне Тоубул в княжестве Манипур,
входившем в то время в состав Британской Индии. Родители
Дамодары были вайшнавами. Они назвали его в честь Дамодары (Кришны в
образе игривого маленького ребенка) и воспитали сына в духе вайшнавской
традиции. Отец Дамодары, Йогендра Сингх, был певцом вайшнавских бхаджанов в
манипурском стиле ната-санкиртана. Мать Дамодары звали
Каньяханби Деви. Дамодара был вторым из трех детей в семье. День его рождения
выпал на индуистский праздник Одана-шаштхи, во время которого в священном
городе Пури
Джаганнатху, Баладеву и Субхадру облачают
в новые одежды.
Детство Дамодары было
трудным. Вторая мировая война не обошла Манипур стороной. Спасаясь от бомбежек,
Йогендра Сингх вместе со своей семьей был вынужден покинуть родную деревню и
укрываться в бараках на берегу реки Янгой. Вскоре после того, как они переселились
туда, Йогендра умер от тифа. Заботу о его жене и трех детях взял на себя брат
Йогендры — Тудам Ибомча Сингх, однако у него не
хватало средств, чтобы содержать их. Видя это, Дамодара, хотя он был еще
ребенком, решил вместе со своей старшей сестрой Аханби возделывать доставшийся
им от отца участок земли и жить независимо от их дяди и остальных членов семьи. Когда Дамодаре
было десять лет, он сказал Аханби, что, став взрослым, он заработает много
денег и купит ей золотые украшения. Аханби ответила на это, что когда он
вырастет, то наверняка женится и будет покупать украшения не ей, а своей жене. В
ответ на это Дамодара пообещал никогда не жениться. Он сдержал своё обещание и
всю жизнь хранил целибат.
В 1949 году Аханби вышла
замуж и переехала к мужу, а Дамодара остался один. Он учился в сельской школе и,
чтобы заработать на жизнь, трудился на рисовых полях. Видя, что у
ребенка почти не остается времени на учебу, его школьный учитель попросил
своего коллегу, Шри Керани Сингха, который оказался дальним родственником
Дамодары, взять Дамодару к себе на попечение. В четырнадцать лет Дамодара
заболел тифом, и деревенские врачи объявили, что вылечить его невозможно. Тогда
Керани Сингх ради выздоровления Дамодары стал ежедневно повторять
«Дашаватара-стотру» (молитву десяти воплощениям Кришны), а Дамодара в течение сорока дней питался
только сывороткой. Благодаря такому посту и молитвам он выздоровел. Дамодара
регулярно посещал деревенский храм и поклонялся Радхе-Кришны, Гауре-Нитаю, а также Джаганнатхе, Баладеве и
Субхадре. Кроме того, он любил смотреть театральные
представления о жизни Кришны. Однажды Дамодара всю ночь смотрел такое представление и на
следующий день проспал школьный экзамен по математике. Тем не менее он всегда
был в числе лучших учеников в школе, а после нее поступил в один из наиболее
престижных колледжей в Имфале, столице Манипура. Дамодара закончил этот колледж
с отличием, что позволило ему продолжить свое образование в университетах –
сначала в Гувахати, а затем в Калькутте. После этого Министерство образования Индии предоставило ему стипендию на
продолжение учебы в США. В 1969 году Дамодара получил степень магистра наук по
химии в Канизийском колледже (Буффало) и занялся подготовкой докторской диссертации по органической химии в Калифорнийском
университете в Ирвайне, которую он успешно защитил в 1973 году.
Весной 1970 года Дамодара
получил из Индии телеграмму, в которой сообщалось, что его мать умерла. Глубоко
опечаленный, он одолжил денег у руководства университета, чтобы купить билет на
самолет и провести для матери погребальный обряд. Однако вскоре после этого
известия пришло письмо от Керани Сингха, в котором говорилось: «Любой, кто
родился в этом мире, непременно умрет, но вайшнав не скорбит о смерти, ибо душа
бессмертна. Сосредоточься на своих обязанностях и не трать время впустую. Я
организую здесь погребальный обряд для твоей матери, а ты можешь и в Америке
помолиться за нее Господу Кришне». Следуя этому совету, Дамодара не полетел
тогда в Индию, однако стал чаще задумываться о бренности и смысле человеской
жизни.
В это время Дамодару
навестил его друг, д-р Равиндра Пратап Рао, который тоже учился в США. Именно
д-р Рао, впоследствии получивший духовное имя Рай Рамананда Дас, познакомил
Дамодару со своим гуру, А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, основателем Международного общества
сознания Кришны (ИСККОН). Услышав, что Дамодара вырос в Манипуре, имеющем
древние вайшнавские традиции, Прабхупада сказал ему: «Многие индийцы приезжают
в США для того, чтобы приобретать материальные знания и зарабатывать доллары.
Но я приехал сюда не брать, а давать. Почему бы тебе не поступать так же?» Вскоре
после знакомства с Прабхупадой и его последователями Дамодара решил присоединиться
к ним. 30 июня 1971 года он прошел обряд посвящения в ученики, получив от Шрилы
Прабхупады духовное имя Сварупа Дамодара Дас. В последующие шесть лет Шрила
Прабхупада дал ему множество наставлений о том, как преподносить вайшнавскую
философию и культуру образованным людям.
Шрила Прабхупада хотел,
чтобы его последователи, имевшие ученые степени, научным языком обосновывали
существование Бога. Он говорил: «Вы ученые – так докажите научно, что Бог это
личность!» При этом Шрила Прабхупада, применяя свой ясный духовный разум и
глубокое знание ведических писаний, сам указывал на заблуждения и предубеждения
многих представителей академической науки того времени. Следуя наставлению
Шрилы Прабхупады, Сварупа Дамодара Дас сделал проповедь ученым миссией своей
жизни. В 1973 году в своем письменном подношении на Вьяса-пуджу (день явления)
Шрилы Прабхупады Сварупа Дамодара Дас показал, что признание существования Бога
не противоречит современным научным достижениям и принципам. Шриле Прабхупаде
так понравилось это подношение, что он велел опубликовать его отдельной
брошюрой под названием «Научные основы сознания Кришны». Тогда же, в 1973 году,
Шрила Прабхупада провел в Лос-Анджелесе серию бесед со Сварупой Дамодарой Дасом
и другими своими учениками о соотношении ведического знания и современной науки.
Позднее из этих бесед была составлена книга «Жизнь происходит из жизни».
В 1974 году во
Вриндаване Шрила Прабхупада сказал Сварупе Дамодаре Дасу о своем желании
создать институт, смыслом деятельности которого будет преподнесение сознания
Кришны ученым и другим интеллектуалам. Сварупа Дамодара Дас предложил назвать
его «Институт Бхактиведанты». В том же году этот институт был создан и Шрила
Прабхупада назначил Сварупу Дамодару Даса его первым директором. Согласно
уставу института, его основной целью является исследование связи ведического
знания со всеми аспектами человеческой культуры и презентация результатов этих
исследований в семинарах, лекциях, монографиях и научных статьях. Больше тридцати лет, вплоть до своего ухода из этого мира в октябре 2006
года, Сварупа Дамодара оставался бессменным руководителем международного
Института Бхактиведанты.
В 1977 году Шрила Прабхупада
ввел Сварупу Дамодару Даса в состав Джи-би-си, Руководящего совета Международного
общества сознания Кришны. В том же году Сварупа Дамодара Дас выступил с
докладом на тему «Жизнь происходит из жизни» перед двадцатитысячной аудиторией
в Бомбее. А 14-16 октября 1977 года во Вриндаване прошла первая международная
конференция на ту же тему. После этого Шрила Прабхупада сказал: «Теперь
Институт Бхактиведанты получил признание».
В 1980 году Сварупа
Дамодара Дас дал обет отречения от мира, и с тех пор он известен под именем
Бхакти Сварупа Дамодара Свами.
В 1982 году он вошел в
число инициирующих гуру ИСККОН и начал принимать учеников. За годы его
проповеднической деятельности более тысячи жителей Индии, Индонезии и некоторых
других стран получили от него духовное посвящение.
В 1996 году, после того
как Шрила Гоур-Говинда Свами покинул этот мир, именно Бхакти Сварупа Дамодара
Свами по желанию орисских вайшнавов сменил его в качестве представителя
Джи-би-си в Бхуванешваре. Он всячески поддерживал осиротевших учеников
Гоур-Говинды Свами, который называл Бхакти Сварупу Дамодару Свами своим другом.
По словам Шрипада Чайтанья-Чандры Прабху, пока Бхакти Сварупа Дамодара Свами
был с ними, они почти не чувствовали, что лишились своего духовного отца.
В своем родном Манипуре
Бхакти Сварупа Дамодара Свами организовал художественную группу «Ранганикетан»,
состоящую из представителей разных видов искусства. Эта группа посетила более
пятнадцати стран мира и познакомила с вайшнавской культурой сотни тысяч людей.
Будучи сыном исполнителя духовных песнопений, Бхакти Сварупа Дамодара Свами сам
был замечательным певцом и музыкантом, чье удивительно чистое, неземное пение продолжает
привлекать его слушателей к Кришне. Он основал в Имфале Университет культуры Бхагаваты.
Химик по образованию, Бхакти Сварупа Дамодара Свами говорил: «Я пришел, чтобы
осуществить химию культур».
В 1986 году сотрудники Института
Бхактиведанты во главе с Бхактисварупой Дамодарой Свами организовали в Бомбее первый международный конгресс «Синтез науки
и религии». В нем приняли участие более 1100 ученых и
религиозных деятелей из разных стран мира. Почетным гостем конгресса был Далай-лама, а вступительную речь произнес нобелевский лауреат Джордж Уолд. В 1990 году Бхакти Сварупа Дамодара Свами организовал
международную конференцию, темой которой было научное исследование сознания. В 1996-97
годах в Калькутте состоялся второй международный конгресс «Синтез науки и
религии», в котором приняло участие более 2000 ученых и религиозных деятелей.
В 2004 году в Риме прошел организованный Институтом Бхактиведанты международный
конгресс, темой которого было происхождение жизни.
Организуя многочисленные
конгрессы, конференции, семинары и т.п., открывая духовные центры и школы,
встречаясь с учеными и религиозными деятелями из разных стран, Бхакти Сварупа
Дамодара Свами много сделал для налаживания диалога и достижения
взаимопонимания не только между представителями науки и религии, но и между
последователями разных религиозных учений. Он был одним из учредителей и
руководителей международной организации “United Religious Initiative” («Единая религиозная инициатива»).
В 2006 году, после того
как вышла в свет книга “God Is a Person” («Бог – это Личность»), состоящая из
бесед Бхакти Сварупы Дамодары Свами с двумя нобелевскими лауреатами, он сказал:
«Теперь я знаю, что не зря защитил докторскую». 2 октября 2006 года, в день
духовного праздника Виджая-дашами, будучи в калькуттском центре Института
Бхактиведанты, Бхакти Сварупа Дамодара Свами покинул этот мир. Самадхи (усыпальница)
Бхакти Сварупы Дамодары Свами находится на берегу священной Радха-кунды в штате
Уттар-прадеш, Индия.
Самадхи Его Святейшества Бхакти Сварупы Дамодары Свами |
Бхакти Сварупа Дамодара Свами был убежден, что целью развития человека
должно быть установление и углубление отношений с Верховным Существом,
основанных на любви, и что эта концепция не является узко или специфически
религиозной. Как выразился один известный
современный российский ученый, «с точки зрения науки, ничто не мешает
предположить, что кто-то большой создал этот мир». Мы надеемся, что широко
мыслящие деятели науки и религии по достоинству оценят благородную миссию
Бхакти Сварупы Дамодары Свами и продолжат ее.