Бхакти Сварупа Дамодара Свами

9 декабря 2017 года исполнилось 80 лет со дня рождения Его Святейшества Бхакти Сварупы Дамодары Свами (светское имя Тудам Дамодара Сингх) духовного учителя, который внес выдающийся вклад в развитие диалога между представителями академической науки и различных религиозных течений. (По лунному календарю 80-летие явления Бхактисварупы Дамодары Свами в этот мир отмечалось 24 ноября.)

Он родился 9 декабря 1937 года в маленькой деревне Тоубул в княжестве Манипур, входившем в то время в состав Британской Индии. Родители Дамодары были вайшнавами. Они назвали его в честь Дамодары (Кришны в образе игривого маленького ребенка) и воспитали сына в духе вайшнавской традиции. Отец Дамодары, Йогендра Сингх, был певцом вайшнавских бхаджанов в манипурском стиле ната-санкиртана. Мать Дамодары звали Каньяханби Деви. Дамодара был вторым из трех детей в семье. День его рождения выпал на индуистский праздник Одана-шаштхи, во время которого в священном городе Пури ДжаганнатхуБаладеву и Субхадру облачают в новые одежды.

Детство Дамодары было трудным. Вторая мировая война не обошла Манипур стороной. Спасаясь от бомбежек, Йогендра Сингх вместе со своей семьей был вынужден покинуть родную деревню и укрываться в бараках на берегу реки Янгой. Вскоре после того, как они переселились туда, Йогендра умер от тифа. Заботу о его жене и трех детях взял на себя брат Йогендры — Тудам Ибомча Сингх, однако у него не хватало средств, чтобы содержать их. Видя это, Дамодара, хотя он был еще ребенком, решил вместе со своей старшей сестрой Аханби возделывать доставшийся им от отца участок земли и жить независимо от их дяди и остальных членов семьи. Когда Дамодаре было десять лет, он сказал Аханби, что, став взрослым, он заработает много денег и купит ей золотые украшения. Аханби ответила на это, что когда он вырастет, то наверняка женится и будет покупать украшения не ей, а своей жене. В ответ на это Дамодара пообещал никогда не жениться. Он сдержал своё обещание и всю жизнь хранил целибат.

В 1949 году Аханби вышла замуж и переехала к мужу, а Дамодара остался один. Он учился в сельской школе и, чтобы заработать на жизнь, трудился на рисовых полях. Видя, что у ребенка почти не остается времени на учебу, его школьный учитель попросил своего коллегу, Шри Керани Сингха, который оказался дальним родственником Дамодары, взять Дамодару к себе на попечение. В четырнадцать лет Дамодара заболел тифом, и деревенские врачи объявили, что вылечить его невозможно. Тогда Керани Сингх ради выздоровления Дамодары стал ежедневно повторять «Дашаватара-стотру» (молитву десяти воплощениям Кришны), а Дамодара в течение сорока дней питался только сывороткой. Благодаря такому посту и молитвам он выздоровел. Дамодара регулярно посещал деревенский храм и поклонялся Радхе-Кришны, Гауре-Нитаю, а также Джаганнатхе, Баладеве и Субхадре. Кроме того, он любил смотреть театральные представления о жизни Кришны. Однажды Дамодара всю ночь смотрел такое представление и на следующий день проспал школьный экзамен по математике. Тем не менее он всегда был в числе лучших учеников в школе, а после нее поступил в один из наиболее престижных колледжей в Имфале, столице Манипура. Дамодара закончил этот колледж с отличием, что позволило ему продолжить свое образование в университетах – сначала в Гувахати, а затем в Калькутте. После этого Министерство образования Индии предоставило ему стипендию на продолжение учебы в США. В 1969 году Дамодара получил степень магистра наук по химии в Канизийском колледже (Буффало) и занялся подготовкой докторской диссертации по органической химии в Калифорнийском университете в Ирвайне, которую он успешно защитил в 1973 году.

Весной 1970 года Дамодара получил из Индии телеграмму, в которой сообщалось, что его мать умерла. Глубоко опечаленный, он одолжил денег у руководства университета, чтобы купить билет на самолет и провести для матери погребальный обряд. Однако вскоре после этого известия пришло письмо от Керани Сингха, в котором говорилось: «Любой, кто родился в этом мире, непременно умрет, но вайшнав не скорбит о смерти, ибо душа бессмертна. Сосредоточься на своих обязанностях и не трать время впустую. Я организую здесь погребальный обряд для твоей матери, а ты можешь и в Америке помолиться за нее Господу Кришне». Следуя этому совету, Дамодара не полетел тогда в Индию, однако стал чаще задумываться о бренности и смысле человеской жизни.

В это время Дамодару навестил его друг, д-р Равиндра Пратап Рао, который тоже учился в США. Именно д-р Рао, впоследствии получивший духовное имя Рай Рамананда Дас, познакомил Дамодару со своим гуру, А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, основателем Международного общества сознания Кришны (ИСККОН). Услышав, что Дамодара вырос в Манипуре, имеющем древние вайшнавские традиции, Прабхупада сказал ему: «Многие индийцы приезжают в США для того, чтобы приобретать материальные знания и зарабатывать доллары. Но я приехал сюда не брать, а давать. Почему бы тебе не поступать так же?» Вскоре после знакомства с Прабхупадой и его последователями Дамодара решил присоединиться к ним. 30 июня 1971 года он прошел обряд посвящения в ученики, получив от Шрилы Прабхупады духовное имя Сварупа Дамодара Дас. В последующие шесть лет Шрила Прабхупада дал ему множество наставлений о том, как преподносить вайшнавскую философию и культуру образованным людям.

Шрила Прабхупада хотел, чтобы его последователи, имевшие ученые степени, научным языком обосновывали существование Бога. Он говорил: «Вы ученые – так докажите научно, что Бог это личность!» При этом Шрила Прабхупада, применяя свой ясный духовный разум и глубокое знание ведических писаний, сам указывал на заблуждения и предубеждения многих представителей академической науки того времени. Следуя наставлению Шрилы Прабхупады, Сварупа Дамодара Дас сделал проповедь ученым миссией своей жизни. В 1973 году в своем письменном подношении на Вьяса-пуджу (день явления) Шрилы Прабхупады Сварупа Дамодара Дас показал, что признание существования Бога не противоречит современным научным достижениям и принципам. Шриле Прабхупаде так понравилось это подношение, что он велел опубликовать его отдельной брошюрой под названием «Научные основы сознания Кришны». Тогда же, в 1973 году, Шрила Прабхупада провел в Лос-Анджелесе серию бесед со Сварупой Дамодарой Дасом и другими своими учениками о соотношении ведического знания и современной науки. Позднее из этих бесед была составлена книга «Жизнь происходит из жизни».

В 1974 году во Вриндаване Шрила Прабхупада сказал Сварупе Дамодаре Дасу о своем желании создать институт, смыслом деятельности которого будет преподнесение сознания Кришны ученым и другим интеллектуалам. Сварупа Дамодара Дас предложил назвать его «Институт Бхактиведанты». В том же году этот институт был создан и Шрила Прабхупада назначил Сварупу Дамодару Даса его первым директором. Согласно уставу института, его основной целью является исследование связи ведического знания со всеми аспектами человеческой культуры и презентация результатов этих исследований в семинарах, лекциях, монографиях и научных статьях. Больше тридцати лет, вплоть до своего ухода из этого мира в октябре 2006 года, Сварупа Дамодара оставался бессменным руководителем международного Института Бхактиведанты.

В 1977 году Шрила Прабхупада ввел Сварупу Дамодару Даса в состав Джи-би-си, Руководящего совета Международного общества сознания Кришны. В том же году Сварупа Дамодара Дас выступил с докладом на тему «Жизнь происходит из жизни» перед двадцатитысячной аудиторией в Бомбее. А 14-16 октября 1977 года во Вриндаване прошла первая международная конференция на ту же тему. После этого Шрила Прабхупада сказал: «Теперь Институт Бхактиведанты получил признание».

В 1980 году Сварупа Дамодара Дас дал обет отречения от мира, и с тех пор он известен под именем Бхакти Сварупа Дамодара Свами.
В 1982 году он вошел в число инициирующих гуру ИСККОН и начал принимать учеников. За годы его проповеднической деятельности более тысячи жителей Индии, Индонезии и некоторых других стран получили от него духовное посвящение.
В 1996 году, после того как Шрила Гоур-Говинда Свами покинул этот мир, именно Бхакти Сварупа Дамодара Свами по желанию орисских вайшнавов сменил его в качестве представителя Джи-би-си в Бхуванешваре. Он всячески поддерживал осиротевших учеников Гоур-Говинды Свами, который называл Бхакти Сварупу Дамодару Свами своим другом. По словам Шрипада Чайтанья-Чандры Прабху, пока Бхакти Сварупа Дамодара Свами был с ними, они почти не чувствовали, что лишились своего духовного отца.


В своем родном Манипуре Бхакти Сварупа Дамодара Свами организовал художественную группу «Ранганикетан», состоящую из представителей разных видов искусства. Эта группа посетила более пятнадцати стран мира и познакомила с вайшнавской культурой сотни тысяч людей. Будучи сыном исполнителя духовных песнопений, Бхакти Сварупа Дамодара Свами сам был замечательным певцом и музыкантом, чье удивительно чистое, неземное пение продолжает привлекать его слушателей к Кришне. Он основал в Имфале Университет культуры Бхагаваты. Химик по образованию, Бхакти Сварупа Дамодара Свами говорил: «Я пришел, чтобы осуществить химию культур».

В 1986 году сотрудники Института Бхактиведанты во главе с Бхактисварупой Дамодарой Свами организовали в Бомбее первый международный конгресс «Синтез науки и религии». В нем приняли участие более 1100 ученых и религиозных деятелей из разных стран мира. Почетным гостем конгресса был Далай-лама, а вступительную речь произнес нобелевский лауреат Джордж Уолд. В 1990 году Бхакти Сварупа Дамодара Свами организовал международную конференцию, темой которой было научное исследование сознания. В 1996-97 годах в Калькутте состоялся второй международный конгресс «Синтез науки и религии», в котором приняло участие  более 2000 ученых и религиозных деятелей. В 2004 году в Риме прошел организованный Институтом Бхактиведанты международный конгресс, темой которого было происхождение жизни.

Организуя многочисленные конгрессы, конференции, семинары и т.п., открывая духовные центры и школы, встречаясь с учеными и религиозными деятелями из разных стран, Бхакти Сварупа Дамодара Свами много сделал для налаживания диалога и достижения взаимопонимания не только между представителями науки и религии, но и между последователями разных религиозных учений. Он был одним из учредителей и руководителей международной организации “United Religious Initiative” («Единая религиозная инициатива»).

В 2006 году, после того как вышла в свет книга “God Is a Person” («Бог – это Личность»), состоящая из бесед Бхакти Сварупы Дамодары Свами с двумя нобелевскими лауреатами, он сказал: «Теперь я знаю, что не зря защитил докторскую». 2 октября 2006 года, в день духовного праздника Виджая-дашами, будучи в калькуттском центре Института Бхактиведанты, Бхакти Сварупа Дамодара Свами покинул этот мир. Самадхи (усыпальница) Бхакти Сварупы Дамодары Свами находится на берегу священной Радха-кунды в штате Уттар-прадеш, Индия.

Самадхи Его Святейшества Бхакти Сварупы Дамодары Свами


Бхакти Сварупа Дамодара Свами был убежден, что целью развития человека должно быть установление и углубление отношений с Верховным Существом, основанных на любви, и что эта концепция не является узко или специфически религиозной. Как выразился один известный современный российский ученый, «с точки зрения науки, ничто не мешает предположить, что кто-то большой создал этот мир». Мы надеемся, что широко мыслящие деятели науки и религии по достоинству оценят благородную миссию Бхакти Сварупы Дамодары Свами и продолжат ее.