8 мая 2024 г.

УХОД ШРИПАДА ЧАЙТАНЬЯ-ЧАНДРЫ ПРАБХУ

В конце марта – начале апреля 2024 года международное вайшнавское сообщество облетела скорбная весть: в ночь с 29 на 30 марта покинул этот мир Шрипад Чайтанья-Чандра прабху, старший ученик Шрилы Гоур-Говинды Свами. Это было не только огромным потрясением, но и неожиданностью даже для тех преданных, которые имели возможность видеть и слышать Шрипада Чайтанья-Чандру прабху на протяжении многих месяцев, предшествовавших его уходу. Во второй половине 2023 года и январе 2024 года его деятельность была не менее активной, чем раньше. Он продолжал давать замечательные лекции и принимать учеников, участвовать в домашних программах и храмовых праздниках. 


31 августа 2023 года, в День явления Господа Баларамы, в Гадейгири прошел обряд инициации. Среди получивших посвящение в этот день были две русскоязычные последовательницы Шрипада Чайтанья-Чандры прабху: матаджи Ирина, супруга Рай Мохана прабху, получила духовное имя Иччхамати деви даси, а матаджи Симону из Литвы, супругу Гададхары-Прии прабху (который, кстати, в тот же день получил вторую инициацию), теперь зовут Шримойи деви даси.



31.08.2023, Баларама-пурнима, инициация в Гадейгири
 

31.08.2023,  Гуру Махарадж дает посвящение Иччхамати деви даси

День явления А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, 08.09.2023:

 



Шрипад Чайтанья-Чандра прабху дает лекцию на домашней программе, 06.09.2023:

 


5 сентября, когда в Ориссе отмечался День учителя, Гуру Махарадж по приглашению пожилого жителя Гадейгири, который много лет преподавал в средней школе санскрит, ория и английский язык, дал лекцию у него дома. Этому бывшему школьному учителю, который, выйдя на пенсию, регулярно посещал храм Шри Шри Радхи-Гопаладжиу и слушал лекции Гуру Махараджа, посчастливилось стать одним из его последних инициированных учеников (теперь его зовут Йогешвара дас). Самая последняя инициация, которую провел Шрипад Чайтанья-Чандра прабху, состоялась в этом храме 25 января 2024 года, в день Кришна-пушья-абхишеки. Среди удачливых преданных, успевших тогда получить посвящение, помимо Йогешвары прабху и его жены, были, в частности, Рай Кишори деви даси (старшая дочь Расананды прабху, лидера швейцарских последователей Гуру Махараджа), а также российская ученица Шрипада Чайтанья-Чандры прабху, которой он дал имя Ишаприя деви даси.

 

инициация Ишаприи деви даси  

 

Кстати, еще одна русскоязычная преданная, матаджи Лила-Манджари из Латвии, которая после длительного перерыва приехала с семьей в Гадейгири, получила 25 января 2024 года вторую инициацию.

 

Слева – Ишаприя деви даси, рядом с ней сидит Лила-Манджари деви даси, а в глубине – Гуру Махарадж

 

В 2023 году череда сентябрьских праздников (Джанмаштами, Вьяса-пуджа
Шрилы Прабхупады, Вьяса-пуджа Шрилы Гоур-Говинды Свами, Радхаштами), как обычно, завершилась спектаклем. Тогда мы, конечно, не знали, что это был последний спектакль, поставленный под руководством Шрипада Чайтанья-Чандры прабху. Премьера этого спектакля об истории демона по имени Гайя, в честь которого названо одно из самых известных святых мест Индии, состоялась в Гадейгири в ночь с 24 на 25 сентября 2023 года, сразу после Радхаштами. 

Шрипад Чайтанья-Чандра прабху вместе с участниками спектакля о Гайе, 25.09.2023




Во второй половине 2023 года в Гадейгири, как и раньше, приезжали и большие группы преданных, и отдельные замечательные вайшнавы, в том числе Пушкаракша прабху, духовный брат 
Чайтанья-Чандры прабху, живущий во Франции. Супруга Пушкаракши прабху, Ямуна деви даси, тоже была ученицей Шрилы Гоур-Говинды Свами. Она в молодом возрасте покинула этот мир, после чего Шрила Гоур-Говинда Свами сказал, что она теперь готовит для Шри Шри Радхи и Кришны в Их вечной обители.

Его Святейшество Б.В. Вараха Свами, которые ранее прожил целый год в храме в Лангентале (Швейцария), созданном более 15 лет назад по наставлению Шрипада Чайтанья-Чандры прабху, посетил Гадейгири, а потом поехал в Майяпур и там стал убеждать старших санньяси ИСККОН, в частности Е.С. Субхагу Свами и Е.С. Прахладананду Свами, что надо без всяких дополнительных требований дать санньясу Шрипаду Чайтанья-Чандре прабху. Однако, узнав об этом, Гуру Махарадж, как и много раз до этого, сказал, что не будет принимать санньясу. Для его служения своему духовному учителю это не требовалось. 

Его Святейшество Субхага Свами, о котором мы рассказывали в новостях за 2022 год, в конце 2023 года снова посетил Гадейгири. 22 декабря прошлого года рядом с комнатой Шрилы Гоур-Говинды Свами произошла трогательная (и, как потом оказалось, прощальная) сцена, в которой проявилась любовь между двумя чистыми вайшнавами.

 

Чайтанья-Чандра прабху и Субхага Свами у комнаты Шрилы Гоур-Говинды Свами, 22.12.2023

Гуру Махарадж угощает Субхагу Махараджа, 22.12.2023

 

А в январе 2024 года, как всегда, в Гадейгири и других местах, где есть последователи Шрипада Чайтанья-Чандры прабху, прошла его Вьяса-пуджа.

 






 Еще в начале февраля 2024 года, несмотря на свои 77 лет, Шрипад Чайтанья-Чандра прабху ежедневно давал продолжительные лекции по «Шримад-Бхагаватам» и раз в неделю – по «Брихад-бхагаватамрите» (28 октября 2023 года, в день начала месяца Карттика, Гуру Махарадж дал первую лекцию по «Брихад-бхагаватамрите», после чего такие лекции проходили каждую субботу), отвечал на многочисленные письма и звонки, устраивал индивидуальные даршаны и управлял тремя центрами ИСККОН в индийском штате Орисса. Он регулярно посещал Баханагу (рядом с городом Балешвар на севере Ориссы) и Анкушпур (недалеко от города Берампур на юге этого штата), где скоро откроются храмы, построенные под его руководством. Но основную часть времени он, как всегда, проводил в Гадейгири.

 

Одна из последних фотографий Шрипада Чайтанья-Чандры прабху во время лекции в храме Шри Шри Радхи-Гопаладжиу в Гадейгири, 04.02.2024 

 

14 февраля 2024 года, в день Васанта-панчами, отмечалось 25-летие открытия храма ИСККОН в Гадейгири. А всего через три дня Шрипад Чайтанья-Чандра прабху оказался в реанимации, у него диагностировали двустороннюю пневмонию, из-за которой ему стало трудно дышать. Из больницы в Катаке его вскоре перевезли в крупный медицинский центр рядом с Бхуванешваром, столицей Ориссы. Директором этого медицинского центра является духовный брат Чайтанья-Чандры прабху, и там были созданы наилучшие условия для его лечения. Приглашались также ведущие специалисты из других клиник. Вплоть до двадцатых чисел марта врачи и последователи Шрипада Чайтанья-Чандры прабху не теряли надежды на его выздоровление. (Российские преданные 19 февраля 2024 года начали ежедневное чтение «Шримад-Бхагаватам», посвященное нашему духовному учителю, причем это чтение продолжается по сей день.) Однако справиться с многочисленными осложнениями, вызванными пневмонией и другими заболеваниями, докторам не удалось. 


Судя по некоторым высказываниям и действиям Гуру Махараджа еще до его госпитализации, он предвидел свой скорый уход из этого мира. 29 февраля 2024 года отмечалось 150-летие со дня явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, а также годовщина ухода Шрилы Гоур-Говинды Свами.


Так в Джаганнатха-Пури, месте явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, отмечалось его 150-летие:

 

 

пушпа-самадхи Шрилы Гоур-Говинды Свами в Маяпуре, 28.02.2024

абхишека Шрилы Гоур-Говинды Свами в День его ухода, 29.02.2024

 

В этот день Шрипад Чайтанья-Чандра прабху, уже будучи в реанимации, сказал в подношении своему Гурудеве:

 

«Многие преданные, Ваши последователи, ученики отмечают вираха-утсаву. Эта утсава, эта вираха продолжается в нашем сердце. Благодаря этому ни о каком унынии не может быть и речи. Вы говорили, что вираха – это мост к милане. Если мы сможем развить в себе чувство вирахи, то обретем счастье миланы» («вираха» значит «разлука», «утсава» – «праздник», а «милана» – «встреча»).

 

3 марта 2024 года у Гуру Махараджа произошла временная остановка сердца, и потом, несмотря на отдельные обнадеживающие моменты, в целом его физическое состояние неуклонно ухудшалось. Обитатели ашрама в Гадейгири и другие последователи и доброжелатели Шрипада Чайтанья-Чандры прабху жили с ощущением приближающейся трагедии. 20 марта, когда началась Дола-ятра, весь день шел дождь, поэтому паланкин Божеств пришлось накрыть брезентом. 

 



 

Более того, по дороге купол паланкина задел провода, и один из носильщиков чуть не упал. Божества при этом не пострадали, но купол повредился так, что храмовому плотнику пришлось его чинить, и на второй день Дола-ятры Радхарани и Гопал вообще не покидали храм. Они снова вышли из него только на третий день. За все проведенные здесь годы мы не припоминаем такого случая, чтобы во время Дола-ятры Божества целый день не выходили из храма. 

 

Гуру Махарадж на Дола-ятре примерно 10 лет назад: 




Наш духовный брат Харинамананда прабху вместе с семьей живет в Австралии, недалеко от ученика Шрилы Прабхупады, Лагуди прабху, который в 1979 году был в Майяпуре вместе со Шрилой Гоур-Говиндой Свами, находившимся в удивительном экстатическом состоянии, и заботился о нем. По словам Харинамананды прабху, в марте 2024 года, когда внешне наш Гуру Махарадж был без сознания, Лагуди прабху сравнил его состояние с тем, что происходило с Гоур-Говиндой Свами сорок пять лет назад, причем сказал, что, если к Гаура-пурниме (25 марта 2024 года) Шрипад Чайтанья-Чандра прабху не придет во внешнее сознание, значит, он уже не вернется. Мы узнали об этом предсказании Лагуди прабху позже, но, действительно, сразу после Гаура-пурнимы возникло такое чувство: что-то решилось бесповоротно. И очень скоро, 28 марта, врачи сказали Пурна-Пуруше прабху и Арджуна-Кришне прабху, которые все эти недели, сменяя друг друга, находились рядом с Гуру Махараджем, что, несмотря на принятые медицинские меры, его состояние ухудшается и он может уйти в любой момент. Разумеется, ученики и духовные братья Шрипада Чайтанья-Чандры прабху считали, что, если уж он покидает тело, пусть лучше это произойдет в Гадейгири, а не в больнице. Но, поскольку он уже много дней был подключен к системам жизнеобеспечения, даже перенести его с больничной койки в машину скорой помощи было проблематично, и, конечно, были немалые сомнения в том, что удастся привезти его в Гадейгири живым. Поэтому 29 марта всем (и вайшнавам, и родственникам, и другим), кто хотел последний раз повидать Гуру Махараджа, была предоставлена возможность по очереди, буквально на несколько минут, зайти в его отдельную реанимационную палату в вышеупомянутом медицинском центре (а точнее, орисском институте медицинских наук – Kalinga Institute of Medical Sciences, сокращенно KIMS). Однако вечером 29 марта ученики Шрипада Чайтанья-Чандры прабху, обсудив и согласовав это с директором KIMS, решились-таки везти Гуру Махараджа обратно в Гадейгири. Вероятность того, что он не выдержит более чем двухчасовую поездку по не очень хорошим дорогам, была велика, но, к изумлению сопровождавших его медиков, Шрипад Чайтанья-Чандра прабху после прибытия в Гадейгири в одиннадцатом часу вечера 29 марта прожил еще около четырех часов, находясь в нескольких метрах от построенного им храма. Всё это время преданные, среди которых, помимо учеников Шрипада Чайтанья-Чандры прабху, были Его Святейшество Халадхара Свами, Его Святейшество Бхакти Прана Гопинатха Свами и другие его духовные братья, не прекращали киртан. При таких обстоятельствах в 1 час 56 минут после полуночи сердце Шрипада Чайтанья-Чандры прабху перестало биться. 

 

На следующее утро его, сидящим на паланкине, пронесли по главной улице Гадейгири. Местные жители выходили из домов и предлагали Гуру Махараджу арати или просто бросали цветы. Затем процессия вернулась на территорию храма и встала перед входом в него. На лестнице появился главный пуджари, неся перед собой Радхарани и Гопала, чтобы Они взглянули напоследок на Своего преданного слугу. После этого все направились к месту, где должна была состояться кремация. (Шрипад Чайтанья-Чандра прабху еще несколько лет назад сказал и отдельным преданным, и даже в лекции, что, когда он покинет тело, его нужно будет не хоронить, а кремировать.) Этот заключительный обряд провели в присутствии нескольких духовных учителей и санньяси, а также других вайшнавов, деревенских жителей и гостей.  

 

В самый недавний приезд в Гадейгири российских последователей Шрипада Чайтанья-Чандры прабху они, как обычно, привезли с собой пожертвования для него и для Гопала. Эти пожертвования – довольно внушительная и своевременная сумма – были переправлены Гуру Махараджу в больницу, и он успел прочитать поименный список преданных, в котором было указано, кто сколько пожертвовал. Однако он хотел, чтобы эти и другие пожертвования были использованы для нужд храмов, а не для его лечения. Пока Гуру Махарадж мог разговаривать, он, даже находясь в реанимации, продолжал менеджерское служение, которое ему поручил его духовный учитель: распоряжался, какие средства на какой проект направить, где провести программы, какие одежды сшить для Божеств к ближайшим праздникам и т.д. 

 Тридцать лет, начиная с 1993 года, когда Гханашьям Гири, двоюродный брат Шрилы Гоур-Говинды Свами, передал ему Радхарани и Гопала, а также участок земли, на котором веками совершалось поклонение этим Божествам, и вплоть до самого своего ухода из этого мира, Шрипад Чайтанья-Чандра прабху был руководителем центра ИСККОН в Гадейгири. Большой новый храм, открытый четверть века назад, и все постройки на его территории – всё это было возведено под началом Чайтанья-Чандры прабху. Именно благодаря ему в Гадейгири уже много лет существует международная вайшнавская община, как это было в Бхуванешваре во времена Шрилы Гоур-Говинды Свами. 

 

С уходом Шрипада Чайтанья-Чандры прабху завершилась целая эпоха для последователей Шрилы Гоур-Говинды Свами. За период с середины 2023 года еще ряд личностей, так или иначе связанных с Гоур-Говиндой Свами, покинули этот мир. Летом 2023 года ушел Гаура-Шьяма прабху, пожертвовавший ему землю под храм в Анкушпуре (мы подробно рассказывали об этом в выпуске новостей за январь-апрель 2020 года). В конце ноября 2023 года оставил тело кавирадж Бибхути Бхушан Даш в Майндипуре, когда-то лечивший Шрилу Гоур-Говинду Свами, а в январе 2024 года – Васундхара деви даси, которая, пока Гоур-Говинда Свами находился в грихастха-ашраме, была его женой. Тогда ее звали Васанти; имя Васундхара деви даси она получила позже, когда стала инициированной ученицей Шрилы Бхактисварупы Дамодары Свами. А спустя всего несколько недель после ухода Шрипада Чайтанья-Чандры прабху завершил свой земной путь Сенан прабху из Сингапура – фигура противоречивая, однако весьма известная среди учеников Шрилы Гоур-Говинды Свами. Сенан прабху провел свои последние дни в собственном доме в столице Ориссы, священном Бхуванешваре, месте многолетнего жертвенного служения Шрилы Гоур-Говинды Свами и Шрипада Чайтанья-Чандры прабху. И уже совсем недавно, 5 мая 2024 года, покинул этот мир духовный брат Шрилы Гоур-Говинды Свами, один из крупнейших лидеров ИСККОН, Его Святейшество Гопал-Кришна Госвами. 

 

В начале нашего рассказа о событиях 2022 года упоминалось о том, как Шрипад Чайтанья-Чандра прабху здесь, в Гадейгири, рекомендовал своему очень близкому духовному брату, Шрипаду Сундарананде прабху, стать гуру в ИСККОН. Шрипад Сундарананда прабху еще тогда понял, что это было частью подготовки Шрипада Чайтанья-Чандры прабху к своему уходу из этого мира, и со всей серьезностью воспринял наставление своего старшего духовного брата, которого он с конца 1990-х годов называет не иначе, как «Гуру Махарадж». Он выполнил предусмотренные правилами ИСККОН требования к тем, кто становится гуру, и совсем недавно, 17 апреля 2024 года, на Рама-навами (а для всех последователей Шрилы Гоур-Говинды Свами Рама-навами – это особый день), пришло письмо от секретаря Руководящего совета ИСККОН, подтверждающее, что Сундарананда прабху может принимать учеников.

 

Шрипад Чайтанья-Чандра прабху и Шрипад Сундарананда прабху тридцать лет назад:


 

и совсем недавно:


Как обычно, в благоприятный день Акшая-трития, который в этом году приходится в Ориссе на 10 мая, в Гадейгири, так же как в Джаганнатха-Пури и многих других святых местах, начнется трехнедельный праздник, называемый Чандана-ятра. Во время этого праздника, который проводят в самое жаркое время года, храмовых Божеств умащают сандаловой пастой, чтобы Им было прохладнее, и по вечерам под звуки киртана катают на лодке по специально предназначенному для этого водоему. В Индонезии Акшая-трития в этом году будет не 10, а 11 мая. Именно в этот день Шрипад Сундарананда прабху произнесет на Бали обеты инициирующего гуру.

В тот период, когда Шрипад Чайтанья-Чандра прабху находился в больнице, а также целый месяц после его ухода из этого мира Сундарананда прабху и его супруга, матаджи Према-Манджари, были в Гадейгири, и их присутствие давало ощутимую духовную и моральную поддержку ученикам Чайтанья-Чандры прабху. Перед возвращением на Бали Сундарананда прабху сказал нам, что теперь нужно сосредоточиться на том, чтобы сделать наставления нашего Гуру Махараджа (в частности, лекции и книги) более доступными для других. Гуру Махарадж оставил огромное духовное наследие, и мы должны дать всем возможность соприкоснуться с его наставлениями, а главное, углубляя в разлуке свои отношения с ним, сами жить так, как он учил нас и словом, и собственным примером.