В конце 20-го века недалеко от города Берампур, который находится в южной части индийского штата Одиша, жила уже немолодая супружеская чета, поклонявшаяся Господу Рамачандре. У этих благочестивых людей был и собственный хороший дом, где они жили, и расположенный в другом месте участок земли, и деньги, накопленные с помощью нехитрого бизнеса – торговли запчастями для велосипедов (в те годы именно велосипеды, а не мотоциклы, были самым распространенным в Одише средством передвижения). Однако у них не было ни детей, ни других родственников, которые могли бы позаботиться о них в старости и получить в наследство всю эту собственность. Супруги поклонялись дома мурти Рамачандры, а кроме того, у входа на принадлежавшую им территорию они построили храм Его прославленного слуги – Ханумана – и беспокоились о том, чтобы поклонение в этом храме продолжалось и после них.
Они молились Господу, и Он подсказал им, как наилучшим образом позаботиться и о храме Ханумана, и о собственной старости, а также будущей жизни. Супруги слышали о Шриле Гоур-Говинде Свами, который в те годы уже был известным духовным лидером и проповедовал как в Одише, так и далеко за ее пределами. Они обратились к нему с таким предложением: «Мы готовы подарить Вам принадлежащие нам восемь акров земли в Ангушпуре, недалеко от Берампура, чтобы Вы могли использовать их для проповеднических программ и строительства большого храма. Однако у нас есть одно условие: мы хотели бы поселиться на этом участке, чтобы провести остаток дней в защищенном месте, в окружении служителей этого храма». Шрила Гоур-Говинда Свами ответил: «Очень хорошо, я приму этот дар, но у меня тоже есть одно условие. Вы – Рама-бхакты, а мы – Кришна-бхакты, поэтому, если вы согласны, в новом храме будет на отдельных алтарях совершаться поклонение и Сите-Раме, и Радхе-Кришне». Супруги согласились, и как только принадлежавшая им земля перешла в собственность ИСККОН, Шрила Гоур-Говинда Свами поручил Шрипаду Чайтанья-Чандре Прабху, который в то время был президентом храма Кришны-Баларамы в Бхуванешваре и руководил строительством храма в Гадейгири, взять на себя еще и берампурский проект.
Это было в самом начале 1996 года, всего за несколько недель до того, как Шрила Гоур-Говинда Свами покинул этот мир. Из-за событий, развернувшихся после его ухода, строительство под Берампуром самого большого храма ИСККОН в Одише стало еще более непростым делом, но постепенно преданные начали осваивать эту территорию. Со временем там появились небольшое храмовое помещение, комнаты для брахмачари и гостей, кухня, коровник и даже зал для театральных репетиций. А супруги, подарившие Шриле Гоур-Говинде Свами эту землю, построили там себе дом, от которого можно за пару минут дойти и до временного храмового помещения, и до расположенных рядом домиков для грихастх, и до входа в строящийся большой храм. Они не только были рады оказаться среди вайшнавов, но и сами через некоторое время получили от Шрилы Бхакти Сварупы Дамодары Свами духовное посвящение, после чего их стали звать Гаура-Шьяма дас и Рага-манджари деви даси.
Гаура-Шьяма дас |
Сейчас Гаура-Шьяме Прабху уже 84 года, однако ему по-прежнему нравится петь и танцевать в киртане. Его жене тоже за восемьдесят, но каждое утро она варит большой чан своего фирменного супчика, которым супруги потом угощают всех членов и гостей общины ИСККОН в Ангушпуре. А в храме Ханумана, расположенном при входе на территорию этой общины, преданные ежедневно по всем правилам совершают поклонение Хануману и угощают его прасадом от Господа Рамачандры.
Именно там, в центре ИСККОН в Ангушпуре, под Берампуром, 12-13 января 2020 года проходила Вьяса-пуджа Шрипада Чайтанья-Чандры Прабху, на которой он лично присутствовал. Гуру Махараджу исполнилось 73 года. В этой Вьяса-пудже приняли участие более 600 человек, в том числе большая группа преданных из соседнего штата Андхра-Прадеш. Халадхара Свами, Патита-Павана Прабху, Вишвамбхара Прабху, Лакшмипати Прабху, еще несколько духовных братьев Шрипада Чайтанья-Чандры Прабху и другие старшие вайшнавы в своих выступлениях говорили о его замечательных качествах и служении, а также о значении Вьяса-пуджи. Кроме того, как обычно, многочисленные местные последователи Гуру Махараджа (только в Берампуре и окрестностях у него около 90 инициированных учеников) прочитали свои подношения ему.
В России у Шрипада Чайтанья-Чандры Прабху не так много последователей, но они тоже хорошо провели его Вьяса-пуджу.
Вьяса-пуджа в Москве
Вьяса-пуджа в Курске |
Вьяса-пуджа в Курске, Шривас Пандит Прабху |
Вьяса-пуджа в Курске, Ишани Кирти деви даси |
Во время Вьяса-пуджи в Ангушпуре Гуру Махараджу был предложен первый том его новой книги Prema-nama-mala на английском языке (A Garland of Names Bearing Love – «Гирлянда из имен, несущих любовь»), а также его книга Prema Thakura Sri Gaurahari в переводе на язык одия.
Затем преданные, живущие при храме Шри Шри Радхи-Гопала-джиу, вместе с теми, кто приехал на Вьяса-пуджу из Швейцарии, вернулись в Гадейгири. Как всегда, торжественно отметили годовщину открытия этого храма (в конце января, в день Васанта-панчами) и последующие праздники (День явления Господа Нитьянанды, День явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и ухода Шрилы Гоур-Говинды Свами, День явления Господа Чайтаньи!). Во время Дола-ятры, которая проходила в первую декаду марта, Радхарани и Гопал, как и в прошлые годы, каждый день путешествовали на паланкине, одаривая Своей милостью жителей Гадейгири и окрестных деревень. А через несколько дней после Дола-ятры в Индии был объявлен карантин в связи с пандемией коронавируса.
Вскоре стало ясно, что из-за возникшей в мире чрезвычайной ситуации запланированная на апрель поездка Гуру Махараджа в Швейцарию переносится на неопределенный срок. Некоторые преданные выразили надежду на то, что эта поездка сможет состояться через полгода, в сентябре, однако это под большим вопросом. Запланированная на июль поездка Гуру Махараджа в Индонезию тоже, скорее всего, не состоится.
Гуру Махарадж много лет подряд проводил Рама-навами в Ангушпуре, потому что там есть Божества Ситы-Рамы и туда приезжает много преданных Господа Рамачандры, особенно в День Его явления. Обычно в этот день там проходит премьера спектаклей, которые ставятся под руководством Шрипада Чайтанья-Чандры Прабху. Однако в нынешнем году пришлось отменить и репетиции, и спектакль, и вообще большую программу на Рама-навами. Зато тем, кто в этот день был в Гадейгири, довелось послушать замечательную лекцию Гуру Махараджа.
С 3 по 8 апреля гадейгирские киртании каждый вечер пели о весеннем танце раса Кришны и гопи. В прошлые годы эти пения устраивали на территории храма, но не в нем самом. Однако в связи с карантином местная полиция распорядилась проводить все службы, обряды и праздники только внутри храмового помещения. Видимо, Чандана-ятра, которая начнется 26 апреля, тоже будет проходить в самом храме.
Шрипад Чайтанья-Чандра Прабху уже много недель безвыездно находится в Гадейгири, но, к сожалению, в некоторые дни он не дает лекции, потому что наступившая жара и перепады атмосферного давления являются серьезным испытанием для его здоровья. Тем не менее, даже в такие дни он неизменно приходит на гуру-пуджу Шрилы Прабхупады. Более того, Гуру Махарадж продолжает эффективно выполнять свое служение в качестве президента храма ИСККОН в Гадейгири. Благодаря этому и, конечно, по милости предшествующих ачарьев и Самого Господа ситуация, которая сложилась в мире, почти не отражается на преданных, живущих в Гадейгири, и других обитателях этой дхамы.