26 сентября 2016 г.

Праздники и прощания

6 июля начался главный праздник в Джаганнатха-Пури – Ратха-ятра ("ратха" значит "колесница", а "ятра" - "поездка" или "праздник"). В этот день Джаганнатха, Баладева и Субхадра на огромных колесницах отправляются в храм Гундичи, который расположен в трех с лишним километрах от главного храма. Считается, что храм Джаганнатхи символизирует Двараку, а храм Гундичи – Вриндаван. Во время Ратха-ятры Кришна вместе со Своими братом и сестрой на неделю едет в самое дорогое для Него место, Вриндаван, где проходили Его детские игры. Другое символическое объяснение Ратха-ятры таково: участники этого праздника зовут и везут Кришну во Вриндаван своих сердец.






Во время Ратха-ятры всегда очевидно, что Божества движутся по собственному желанию, не завися от усилий организаторов шествия. Обычно колесницы достигают храма Гундичи к вечеру первого дня Ратха-ятры, однако в этом году они прибыли туда лишь к вечеру второго дня, так что Божества зашли в храм Гундичи на третий день праздника. Причину этой задержки объяснили так: Господь Баларама еще в первый день на много часов остановился в главных воротах храма Джаганнатхи, не желая оттуда выходить, поэтому, несмотря на все старания священнослужителей, колесницы Божеств в тот день не смогли отъехать далеко от храма.    

А Шрипад Чайтанья-Чандра Прабху в это время находился в проповеднической поездке по островам Индонезии. 



Программа в Индонезии была, как всегда, насыщенной. Десятки местных жителей, в том числе целая мусульманская семья, получили от Шрипада Чайтанья-Чандры Прабху духовное посвящение.

20 июля 2016 года во Врадже покинул этот мир один из духовных учителей ИСККОН, Его Святейшество Кришнадас Свами, которого на протяжении многих лет связывали теплые и взаимно уважительные отношения со Шрилой Гоур-Говиндой Свами, Шрипадом Чайтанья-Чандрой Прабху и другими возвышенными вайшнавами.


Кришнадас Махараджа родился 2 июня 1932 года в вайшнавской семье в Пенджабе. Родной дед обучил мальчика теории и практике преданного служения Кришне, а когда Кришнадас подрос, то получил духовное посвящение в Брахма-Мадхва-сампрадае. Впоследствии он вместе с семьей переехал в Англию. Именно там в начале 1973 года Кришнадас встретил Шрилу Прабхупаду и его последователей. Деятельность и качества Шрилы Прабхупады произвели на Кришнадаса огромное впечатление, и он сразу захотел стать его учеником и участвовать в его миссии. Однако Шрила Прабхупада сказал ему: «У тебя уже есть истинный духовный учитель, поэтому заново получать посвящение тебе не требуется. Но я могу дать тебе санньясу». Дикша-гуру Кришнадаса охотно согласился, чтобы тот присоединился к Международному обществу сознания Кришны. После этого Кришнадас Махараджа сорок с лишним лет бескомпромиссно проповедовал по всему миру: в Европе, Африке, обеих Америках, Индии и т.д. Индийцам он говорил, что все они должны следовать за Шрилой Прабхупадой, потому что Прабхупада – это тринадцатый махаджана, великий учитель и духовный революционер, который возрождает, защищает и распространяет подлинную индийскую культуру. Кришнадас Махараджа внес особенно большой вклад в развитие Движения сознания Кришны в Англии и Южной Африке. На острове Маврикий он даже убедил местные власти назвать «Вриндаваном» весь район, где расположен храм ИСККОН.

Летом нынешнего года здоровье Кришнадаса Махараджа существенно ухудшилось. Находясь в больнице недалеко от Дели, он почувствовал, что телу очень скоро придет конец, и попросил своих учеников немедленно отвезти его во Вриндаван. Почти сразу после того, как их машина достигла Враджа-дхамы, Кришнадас Махараджа, пребывая в полном сознании, покинул этот мир. Получив это известие, Шрипад Чайтанья-Чандра Прабху сказал: «Все хорошие души уходят. Кришнадас Махараджа был настоящим, независтливым садху, который сильно отличался от других. Он не искал никакой личной выгоды». Шрипад Кришнадас Махараджа ки – джая!

В августе и первой половине сентября в Гадайгири красочно и с чудесной катхой Шрипада Чайтанья-Чандры Прабху отмечались многочисленные праздники, в том числе Джхулан-ятра, День явления Господа Баларамы, Шри Кришна-джанмаштами, День явления А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, Радхаштами, День явления Господа Ваманы, День явления Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Вечером на Джанмаштами здесь можно было наблюдать удивительную картину: сотни светлячков,  расположившись над кронами больших деревьев, создали замечательную иллюминацию. Казалось, что одновременно зажглось множество маленьких, ровно развешенных лампочек. Однако это были не лампочки, а светлячки, которые в какой-то момент все вместе взлетели от земли до верхушек деревьев.

2 сентября в Гадайгири (и многих других местах в разных странах) отмечался День явления Шрилы Гоур-Говинды Свами. А через полтора дня, в ночь с 3 на 4 сентября, в Москве покинул этот мир замечательный вайшнав, много сделавший для развития Движения сознания Кришны в России,  Шриман Радха-Дамодара Прабху. 


Он был одним из первых проповедников сознания Кришны в СССР и по приговору суда за эту свою деятельность провел два года в лагере. Выйдя на «свободу», Радха-Дамодара Прабху на протяжении тридцати лет, до второй половины 2016 года, продолжал играть исключительно важную роль в деятельности ИСККОН в России. Неожиданное известие о его неизлечимой болезни (которая зародилась еще в годы его тюремного заключения, но о которой почти никто не знал) скорбью отозвалось в сердцах сотен людей. 

Радха-Дамодаре Прабху довелось однажды побывать на лекции Шрилы Гоур-Говинды Свами. В начале 1989 года, когда первые советские вайшнавы отправились в свое первое паломничество в Индию, среди них был и Радха-Дамодара Прабху. В Маяпуре ему сказали, что на втором этаже дает лекции какой-то санньяси, который отличается от других и которого не рекомендуется слушать. Радха-Дамодаре Прабху не хотелось, чтобы кто-то опять ограничивал его свободу, поэтому он пошел послушать этого санньяси, которым оказался Шрила Гоур-Говинда Свами. С тех пор Радха-Дамодара Прабху с огромным уважением относился к Гоур-Говинде Свами и искренне радовался всякий раз, когда ему удавалось раздобыть записи лекций Шрилы Гоур-Говинды Свами или какие-либо другие материалы, связанные с ним. Узнав, что Шрипад Чайтанья-Чандра Прабху, являющийся прямым последователем Шрилы Гоур-Говинды Свами, собирается приехать в Москву, Радха-Дамодара Прабху воспринял эту новость с воодушевлением, и его советы, несомненно, помогли организовывать российские программы Шрипада Чайтанья-Чандры Прабху, особенно в первые годы (2010-2012). Мы надеемся, что по милости Шри Шри Даял-Нитая-Шачисуты, Шри Шри Радхи-Гопала-джиу, Шрилы Прабхупады, Шрилы Гоур-Говинды Свами и других великих личностей Радха-Дамодара Прабху будет и дальше непрерывно совершенствоваться в преданном служении Шри Чайтанье Махапрабху и Его вечным спутникам. Харе Кришна!